ПРЕСТОЛЬНИЙ ПРАЗДНИК ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДА В ПЕСКАХ
Ежегодно на 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе, весь православный мир отмечает один из двунадесятых праздников церковного года – Вознесение Господне. Название праздника отражает суть события – это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Число 40 – не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца, как Спаситель человечества. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым, Господь открыл каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.
Дав ученикам последние наставления, Иисус Христос «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…». Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и сделал нас земными и одной землей живущими.
На праздник Вознесения Господнего, или как его называют в народе Вознесеньев день, существует множество примет и поверий. Вознесение – это последний весенний праздник, своебразная граница между весной и летом. В народе говорят: «Весна о Вознесении на небо возносится – на отдых в рай пресветлый просится!»; «Цвести весне до Вознесения»; «Дошла весна до красна до Вознесения – тут ей и конец»; «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день – прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется»; «Придет Вознесеньев день, сбросит весна-красна лень, летом обернется-прикинется, за работу в поле примется»; «Кто в пятницу перед Вознесением постится, от потопления в воде сохранится». Как и на любой другой большой праздник, в день Вознесения строго было запрещено работать: «На Вознесенье в поле не работают, а после Вознесенья запахивают».
***
На берегу р. Оскол, среди цветущих садов раскинулось с. Пески. Этот живописный уголок хранит богатую историю, а главное – отношение к ней местных жителей, привлекающих своим добродушием и открытостью.
По архивным данным на 1864 год, х. Пески Купянского уезда – казацкий, при колодцах дворов 151, мужчин – 516, женщин – 541, население русское. С рапорта № 138 Благочинного 1-го Купянского округа священика Василия Попова в Харьковскую Духовную консисторію (12.03.1884 г.): «...что касается просьбы жителей х. Пески о дозволении перенести церковь из слободы Тополи (горовые Тополи) в их хутор, то такое их желание неудобоисполнимо. Во-первых, потому, что тополяне не желают отдать песчанам свою церковь, а во-вторых, потому, что раздробление, и без того немногочисленого прихода, на две половины бесполезно, как для самих жителей обоих населений, так и для причта. Топольской приход в общем количестве с Песками ныне имеет прихожан всего 1323 д.м. пола и притом разделен р. Оскол пополам так, что одна половина прихода на левой стороне Оскола – Тополи 627 д.м. пола, а другая на правой стороне в х. Пески – 696 д.м. пола. Следовательно, если допустить раздел этого прихода на два самостоятельные, то топольчанам без помощи песочных жителей невозможно содержать на свои средства церковь и причта, ровно так и песочным, по малочисленности населения и недостаточности средств, невозможно иметь у себя особой церкви с причтом».
Но церковь все таки была построена. Когда ее построили, установили памятную табличку, в которой было выгравировано: «Во имя Отца, сына и святого духа Основана сия Церковь в честь и память Вознесения Господня при державе Благочестивейшаго самодержавнейшаго Великого Государя Нашего Императора Николая Александровича, супруги его Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны, Матери его Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны, Благовернаго Государя Камедника Великого Князя Михаила Александровича по благословению высокопреосвященнейшаго Амвросия Архиепископа Харьковского и Ахтырскаго в лета от сотворения мира 7408 от Рождества Христова 1900 месяца 29 дня на память св. Преподобной мученицы Анастасии Рымлянской».
Церковь построена тщанием прихожан и освящена в мае 1905 года. Зданием деревянная на каменном фундаменте с такою же колокольней, водной связи, крепка, покрыта железом, внутри и снаружи окрашена масляными красками, поместительная, холодная. Ограда вокруг церкви деревянная, решетчатая, временно устроеная, самая простая и непрочная. Престолов в ней один в память Вознесения Господня. Деревянные дома для священников и церковнослужителей на церковной усадебной земле построены тщанием прихожан в 1904 году и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви – церковная сторожка, деревянная, о двух комнатах, на деревянном фундаменте, покрыта железом, и хворостяный сарай, покрытый камышом. Дома – как причтовые, так и сторожка, находятся в хорошем состоянии.
Прошли годы, но сохранилась традиция празднования в с. Пески престольного празника – Вознесения господня. В селе вновь создали Вознесенский храм. В 2016 году храм благоустроили новым алтарем, росписью стен. В храм из архивов вернули иконы, которые были в старой церкви. Храм зажил новой жизнью.
25 мая 2017 года при поддержке депутата районного совета И.П. Хавелова и Песковского сельского главы В.В. Бакунца было организовано большое празднование Вознесения Господня во вновь созданой церкви. На мероприятие были приглашены священнослужители Двуречанского района и гости. Отец Алексей провел праздничную службу. После службы все прихожане во главе со священослужителями прошли крестным ходом к месту, где ранее стояла Свято-Вознесенская церковь. На ее месте был установлен крест с памятной табличкой, на которой выгравирована надпись, идентична той, какая была на церкви до ее разрушения. Священнослужители Двуречанского района провели молебен с освящением новосооруженного креста. Благочинный Двуречанского района поздравил всех с праздником. Староста церкви Н.Н. Крамаров зачитал присутствующим историческую справку о храме. Всех жителей села и гостей И.П. Хавелов пригласил на обед, организованый им в честь праздника. Возле обновленого храма Вознесения Господня были установлены столы где прихожане были угощены трапезой.
Прихожане и жители с. Пески поблагодарили И.П. Хавелова, В.В. Бакунца, священнослужителей, участвовавших в богослужении, и всех активистов, принявших участие в подготовке и организации праздничного мероприятия.
С. ЯНГОЛЕНКО.
Депутат Песковского сельского совета.
|